ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ НАСТАВНИЧЕСТВО
Наставничество – форма обеспечения профессионального становления, развития и адаптации к квалифицированному исполнению должностных обязанностей лиц, в отношении которых осуществляется наставничество.
Наставничество представляется универсальной моделью построения отношений внутри любой образовательной организации как технология интенсивного развития личности, передачи опыта и знаний, формирования навыков, компетенций, метакомпетенций и ценностей.
Цель Целевой модели наставничества
создание системы правовых, организационно-педагогических, учебно-методических, управленческих, финансовых условий применения наставничества в общеобразовательных организациях, для обеспечения непрерывного профессионального роста и профессионального самоопределения, взаимообогащения, личностного развития педагогических работников, самореализации и закрепления молодых/начинающих педагогов в профессии
Цель Целевой модели наставничества
- способствовать формированию единого научно-методического сопровождения педагогических работников
- содействовать развитию механизмов формирования персональной траектории профессионального развития педагога
- оказывать помощь в реализации различных форм наставничества и содействовать развитию стратегических партнерских отношений в сфере наставничества
- содействовать увеличению числа закрепившихся в профессии педагогических кадров, путем формирования условий для эффективного обмена личностным, жизненным и профессиональным опытом
Принципы Цель Целевой модели наставничества
принцип научности
- принцип признания способности личности к саморазвитию, стремления ее к самосовершенствованию
- принцип системности и стратегической целостности
- принцип легитимности
- принцип обеспечения суверенных прав личности
- принцип добровольности, соблюдения прав и свобод учителей, свободы выбора
- принцип полифункциональности, учета многофакторности
- принцип вариативности
- принцип аксиологичности
- принцип личной ответственности
- принцип индивидуализации и персонализации наставничества
- принцип равенства
Нормативные документы:
Федеральный уровень:
- Распоряжение Правительства РФ от 31.12.2019 года № 3273-р (ред. от 20.08.2021 года) «Об утверждении основных принципов национальной системы профессионального роста педагогических работников РФ, включая национальную систему учительского роста»
- Письмо Минпросвещения России от 21.12.2021 года № АЗ-1128/08 и Общероссийского Профсоюза образования от 21.12.2021 года №657
- Методические рекомендации по разработке и внедрению системы (целевой модели) наставничества педагогических работников в образовательных организациях
Региональный уровень
Муниципальный уровень
Технология наставничества активно используется для решения проблем, с которыми сталкиваются педагоги, в том числе:
- проблемы молодого специалиста в новом коллективе,
- проблемы педагога с большим стажем, ощущающего себя некомфортно в мире новых образовательных технологий или испытывающего кризис профессионального роста, находящегося в ситуации профессионального выгорания.